среда, 6 декабря 2017 г.

Полугодовая контрольная работа  Русский язык, 8 класс 2016г., ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области»

ФИ обучающегося ______________________________________
  Наименование организации________________________________

Вариант № 1 Инструкция по выполнению работы Контрольная работа по русскому языку включает 16 заданий. На выполнение данной работы отводится 90 минут.  Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.  Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.  Желаем успеха!

Часть 1

Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1.  В одном из приведѐнных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.       1) столЯр                2) чЕрпать          3) принялА             4) (по) средствАм Ответ:_______________________________

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда Гаршин прожил  (В)ТЕЧЕНИЕ двух лет в имении своего дяди, он почувствовал себя вполне спокойным и здоровым.
 Белого хлеба у меня нет, чѐрный ТО(ЖЕ) не всегда бывает, (ЗА)ТО я здоров.
 В ТО(ЖЕ) время этот рассказ, возбудивший большой интерес, как всѐ гаршинское, вызвал ТАК(ЖЕ) много критических замечаний.
 Ответ:________________________________

3. Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.
 Удивительно богата история и культура многих русских городов.
 Произведения древнерусской литературы следует сравнивать не с произведениями Данте или Шекспира, а с большими эпическими поэмами прошлого.
А город был необычайно красив в эту сухую и ясную осень. Ответ:________________________________

4. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.
1) Одна из самых типичных черт русских городов расположение их на высоком берегу реки.
 2) История русской литературы есть часть истории русского народа.
 3) Отныне его единственная профессия быть недоверчивым и подозрительным.
  4) Слова что тяжѐлые камни, падающие на кедровый подстил. Ответ:__________________________________

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
 1) Порой какая-нибудь особенно шальная и тяжѐлая волна ярко озаряла руки и серебряную одежду капитана.
 2) Росли здесь одни молочно-белые скрипицы да огненно-красные мухоморы.
3) Решительно ничего не мог он сделать ни подпоручику ни его послам.
 4) Бибиков не доверял ни войскам ни офицерам ни даже полковым лошадям и требовал от Державина неусыпного надзора за ними. 5) Везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые то светлые то тѐмные деревья с яркой синевой между ветвями.
Ответ:_____________________________________


6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
 Я говорю о том, что мне кажется (1) Александр (2) самым драгоценным для меня лично. Следует (3) молодой человек (4) различать национальный идеал и национальный характер.
 Ответ:_____________________________________

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
1) Исследуя один и тот же объект, метод исследования зависит от задач, которые ставят ученые.
2) Тридцать один спортсмен приняли участие в районных соревнованиях по лѐгкой атлетике.
3) Проекты Кусто, связанные с подводными домами, были расценены властями как слишком дорогостоящие и немедленно закрыты.
4) В 1929 году в журнале «Наши достижения» был опубликован цикл очерков М. Горького, объединенные общим названием «По Советскому Союзу».
5) Ребята растят и заботятся о саженцах, посаженных на пришкольном участке.
 6) Сделав несколько упражнений на дыхание, приступайте к произношению скороговорок.

 Ответ:
А   
  Б   
  В  
 Г




 
Прочитайте текст и выполните задания 8-16.

(1) Какова история Крутицкого подворья? (2) Епископы* сарайские и придонские зависели от московских митрополитов** и должны были время от времени приезжать в Москву. (3) Князь Данила Александрович пожаловал епископам землю на высоком берегу Москвы-реки, где постепенно и возникла обширная монастырская усадьба, обнесѐнная высокой каменной стеной с четырьмя башнями по углам.
 (4) Архитектурный ансамбль полностью сложился к последнему десятилетию семнадцатого века, когда над двухпролетными воротами был возведѐн терем, выложенный плоскими и рельефными изразцами. (5) На всѐм его фасаде не осталось ни одного места, которое не было бы украшено разноцветной керамикой. (6) Причудливые цветы, травы, декоративные узоры, широкий пояс, наличники, колонки – все это создает ощущение праздника, веселья, напоминает о луговом раздолье, о богатых плодами садах, внушает мысль о счастье бытия. (7) Если говорить в более широком смысле, то архитектурно-керамический памятник возле Москвы-реки праздничным обликом выразил духовное здоровье народа. (8) Семнадцатый век знал много изразцовых украшений, но Крутицкий терем превосходил по красоте и прелести всѐ, что до этого создано было русскими мастерами. (9) Старые мастера хорошо понимали особенности материала, пластичного и красочного, создавая керамический терем-сказку. (10) Я иду вдоль каменной галереи, ведущей от церкви Успения к парадным воротам. (11) Над столбами галереи вделаны изразцы, перекликающиеся с многоцветным ковром терема, с его четырехугольными плитками, в середине которых желтеют розетки. (12) Сказочное изразцовое узорочье гармонически объединено с чешуйчатой крышей и флюгерами. (13) Время не пощадило деревянных хором, воспетых в сказках и былинах, изображѐнных изографами*** на иконах и фресках, летописных миниатюрах…(14) Словно предчувствуя наступление новой эпохи, умельцы, работавшие в конце семнадцатого столетия, создали из долговечного материала сооружение, которому не страшны ни пожары, ни лютые морозы, ни бесконечные осенние дожди. (15) Терем возле Москвы-реки воплотил в себе не только редкостное умение столичных керамистов, но и стал зримым воплощением народных традиций, выработанных на протяжении веков зодчими, резчиками по дереву, плотниками. (16) Стоя возле Крутицкого терема, легко и приятно думать о волшебных сказках, не утративших и ныне своих поэтических красок. (17) Слышите, как засвистела стрела, пущенная из тугого лука, и упала возле чудного дворца. (18) Выглянула из терема красна девица, которая может за одну ночь ковѐр соткать, украсить его златом-серебром… (19) Я увидел терем таким, каким он был в семнадцатом столетии: его изобразил в первозданном виде на своей картине Васнецов. (20) Вероятно, зодчие и керамисты, поставившие Крутицкий теремок, для нас навсегда остались бы безымянными гениями, если бы не случайность. (21) В архивах московского Разрядного приказа найдены бумаги, относящиеся к судебной тяжбе между строителями теремка и заказчиками. (22) Митрополиту показалось, что строители получили деньги за изразцы, которые не пошли в дело. (23) Ответчики-строители Осип и Иван Старцевы оправдывались тем, что им пришлось для заполнения облицовочного рисунка откалывать куски от целых изразцов. (24) Нам неизвестно, чем окончилась тяжба. (25) В истории искусства можно встретить немало эпизодов, когда создателей великих творений современники обвиняли в неблаговидных делах. (26) Вспомним хотя бы Фидия, гениального древнегреческого скульптора, заподозренного в утайке золота. (27) Один из создателей скульптурного убранства Парфенона умер в тюрьме, не дождавшись оправдания. (28) Как бы ни сложились судьбы Осипа и Ивана Старцевых, их создание пережило века и донесло до нас очарование праздничной красочности, которая всегда так ценилась в народном творчестве. ___________________________________________ * Епископ – высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквях, глава церковного округа. ** Митрополит – высшее почѐтное звание (духовный сан) православных и католических епископов. ***Изограф – название живописца, часто встречающееся в летописных источниках 17 века.

(По Е.И. Осетрову*) *Евгений Иванович Осетров (1923-1993 гг.) – писатель, публицист, автор книг о русской культуре.

8. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему архитектурно-керамический памятник Крутицкое подворье выразил «духовное здоровье народа»?». Укажите номер этого предложения.
 (6) Причудливые цветы, травы, декоративные узоры, широкий пояс, наличники, колонки – все это создает ощущение праздника, веселья, напоминает о луговом раздолье, о богатых плодами садах, внушает мысль о счастье бытия.
  (8) Семнадцатый век знал много изразцовых украшений, но Крутицкий терем превосходил по красоте и прелести всѐ, что до этого создано было русскими мастерами.
(12) Сказочное изразцовое узорочье гармонически объединено с чешуйчатой крышей и флюгерами.
 (9) Старые мастера хорошо понимали особенности материала, пластичного и красочного, создавая керамический терем-сказку.
 Ответ:___________________________________

9. Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 20-27? Напишите номера правильных ответов.

Стили
Типы речи
         художественный стиль
2) публицистический стиль
       3) научный стиль
       4) разговорный стиль
1) описание
2) повествование
3) рассуждение  и повествование
4) описание и рассуждение 
5) повествование и описание

Ответ:       
Стиль
Тип (ы) речи



10. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «розетка». Определите значение, в котором употреблено это слово в одиннадцатом (11) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. 
     РОЗЕТКА, -и, ж.
1) Устройство для присоединения электроприборов к сети.
 2) Блюдечко для варенья.
3) Небольшой предмет в форме кружка. Розетка на подсвечнике (предохраняющая от капающего воска, стеарина). Лепестки расходятся розеткой (по кругу веерообразно).
4) Нашивка из лент, тесьмы в форме цветка.
5) Архитектурное или ювелирное украшение в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков (спец.). // уменьш. розеточка, -и, род. мн.,-чек, ж.// прил. розеточный, -ая, -ое (к 1,2,3 и 5 знач.).
Ответ:______________________________

11. В каком предложении средством речевой выразительности является гипербола? Напишите номер этого предложения.
 (22) Митрополиту показалось, что строители получили деньги за изразцы, которые не пошли в дело.
 (9) Старые мастера хорошо понимали особенности материала, пластичного и красочного, создавая керамический терем-сказку.
 (12) Сказочное изразцовое узорочье гармонически объединено с чешуйчатой крышей и флюгерами.
(18) Выглянула из терема красна девица, которая может за одну ночь ковер соткать, украсить его златом-серебром…
Ответ:___________________________________

12. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ответ:_____________________________________

13. Выпишите грамматическую основу предложения 21. Ответ:_____________________________________

14. Среди предложений 13-19 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________

15. Среди предложений 4-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ:_____________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2

16.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного литературоведа Нестора Александровича Котляревского: «Слова – это внутренняя история народа». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.А. Котляревского.  Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

16.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Стоя возле Крутицкого терема, легко и приятно думать о волшебных сказках, не утративших и ныне своих поэтических красок». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий