вторник, 5 декабря 2017 г.

Полугодовая контрольная работа  Русский язык, 7 класс
2016г., ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области» 
Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы
 Контрольная работа по русскому языку включает 16 заданий. На выполнение данной работы отводится 90 минут.  Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.  Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.  Желаем успеха!

Часть 1
 Ответами на задания 1-15 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово(-а) правильно.
ЧЕТВЕРО друзей
состоится согласно ГРАФИКУ
 пара ПОГОНОВ
СЛАЩЕ мѐда
 Ответ: ______________________________________________________
2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
 р..сток пшеницы; переп..лняют чувства; прот..реть пыль; изл..гать мысли
Ответ: ______________________________________________________

3. Определите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О после шипящей согласной. Выпишите эти слова.
свеч..й;  уч..ба; реш..нный; ш..фѐр
 Ответ: ______________________________________________________

4. Выпишите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
использу..мые инструменты; высажива..мый десант; вспен..вшийся напиток; ненавид..вший несправедливость Ответ: ______________________________________________________

5. Определите слова, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН. Выпишите эти слова.  Больной стоял, прильнувши лицом к стекля..ой садовой двери, и пристально смотрел на цветник. Лодка дрожала и металась на волнах, как испуга..ый конь, и резала кипучую пену. Они, как сироты на земле, ото всего оторва..ы, и своей воли нет у них.  Ведь всѐ уже было испробова..о. Ответ: ______________________________________________________

6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Внутреннее чувство, (НЕ)УМОЛКАЯ, протестует против войны.
Почерк на конверте был (НЕ)ЗНАКОМЫЙ.
До ночлега остается ехать (НЕ)БОЛЬШЕ часа.
На всѐм лежал холодный, матовый покров (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ солнцем росы.
Ответ: ______________________________________________________

7. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Огромный старый клѐн (1) возвышавшийся (2) над всей южной частью сада (3) видный отовсюду (4) оделся свежей и густой зеленью.
 Ответ: ______________________________________________________

8. Определите словосочетание, где выделенное слово является главным. Выпишите это словосочетание.
  заполненной таблицей                           записанный секретарѐм
 громко засмеявшись                                    падая на паркет  
Ответ: ______________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 9-16.

(1)После гибели отца он стал замкнутым и скрытным, он редко улыбался и никогда уже не хохотал, как раньше, и даже Гошка, лучший и единственный друг, стал надоедать ему, и Алѐша нередко, когда они читали или делали уроки, вдруг вставал и уходил. (2)Алѐша шѐл по улице и чувствовал, как незаметно он как бы отогревается, вдыхая весну, глядя на тополиный снег, слушая грачиный гомон. (3)Он шѐл и шѐл по незнакомой какой-то улице, усыпанной летним снегом, и вдруг будто рядом грохнул гром, и он даже оглох на мгновение. (4)Впереди него, взяв под руку того самого капитана, шла мама. (5)Они говорили о чѐм-то, и мама смеялась.
(6)Алѐша остановился. (7)Всѐ в нѐм металось, всѐ горело и страдало в нѐм. (8)Ненависть и отчаяние, ревность и гнев – всѐ смешалось в нѐм. «(9)Что бы сделать, - думал Алѐша, - чтобы всѐ это кончилось – сразу и навсегда. (10)Если бы отец был жив, мать бы не шла под руку с капитаном, ни за что бы не шла…» (11)Кровь прихлынула вновь, и стало темно вокруг. (12)Алѐша сунул в рот два пальца и сильно, долго, зло свистнул. (13)Получилось хоть и громко, но недолго, и тогда он набрал полную грудь воздуха и засвистел протяжно и долго вслед матери и вслед этому капитану. (14)Они обернулись, мама увидела Алѐшу, и даже отсюда стало заметно, как она побледнела. (15)Люди на улице оглядывались, смотрели на Алѐшу, потом смотрели на тех, кому он свистел так протяжно и зло, и переговаривались между собой, став невольными участниками Алѐшкиной беды. (16)А Алѐша свистел и свистел, проклиная и ненавидя предательство. (17)Потом он повернулся и побежал. (18)Когда пришѐл Гошка, Алѐша, как заведѐнный, ходил по комнате, не зная, что сделать, что придумать, куда пойти. (19)Да, нужно придумать что-то такое, чтобы потрясти мать, чтобы она всѐ поняла. (20)Да, орден, он должен надеть отцовский орден. (21)Он будет носить его всегда, особенно дома, чтобы мама видела и знала: у отца есть наследник, он, Алѐша. (22)Материя оказалась плотной, трещала под ножницами, наконец дырка получилась, и Алѐша прицепил орден. (23)Вот сейчас они пойдут туда снова, где мама и капитан, и Алѐша встретит их, и у него на куртке будет отцовский орден. (24)Пусть мама видит его! (25)Пусть будет ей больно и стыдно! (26)На улице, где полчаса назад Алѐша встретил мать с капитаном, никого не было. (27)Запыхавшись, Алѐша пошѐл медленнее, Гошка еле плѐлся за ним, но не отставал. «(28)Молодец, - с благодарностью подумал о нѐм Алѐша, – настоящий товарищ». (29)Обессилев, они пошли домой. (30)Гошка, так ничего и не поняв, сидел на подоконнике. (31)Алѐша ходил по комнате, не зная, зачто взяться. (32)Мамы всѐ не было. (33)Наконец он полез на шкаф. (34)Там где-то лежали папиросы. – (35)Дурак, что ты делаешь! – сказал ему Гошка и попробовал было отнять папиросы.  (36)Потом Алѐшу замутило, он побежал в ванную. (37)Когда он вышел в прихожую, перед ним стояла мама. (38)Алѐша не узнал еѐ. (39)Под глазами у неѐ синели круги, вся она была как тогда, когда уехал на фронт отец. (40)Руки у неѐ висели, она горбилась и смотрела куда-то мимо Алѐши. (41)Ему захотелось обидеть еѐ, сделать больно – за всѐ, за всѐ, и он сказал:  – (42)Ну что, явилась, капитанская дочка?.. (43)Что-то обожгло его щѐку, и в то же мгновение будто вылили на него ведро холодной воды. (44)Нет, это не мама ударила его. (45)Блестящими глазами смотрел на него лучший друг Гошка. (По А.А. Лиханову*) * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель, академик Российской академии образования. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений писателя.

9. Укажите номер предложения, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алѐшка освистал маму и капитана?».

 (3)Он шѐл и шѐл по незнакомой какой-то улице, усыпанной летним снегом, и вдруг будто рядом грохнул гром, и он даже оглох на мгновение.
 (12)Алѐша сунул в рот два пальца и сильно, долго, зло свистнул.
(8)Ненависть и отчаяние, ревность и гнев – всѐ смешалось в нѐм.
(14)Они обернулись, мама увидела Алѐшу, и даже отсюда стало заметно, как она побледнела. Ответ: _____________________________________________________

 10. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в предложении 43:
«Что-то обожгло его щѐку, и в то же мгновение будто вылили на него ведро холодной воды». антитеза сравнение  фразеологический оборот метафора
Ответ: ______________________________________________________

11. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях из текста и их морфологической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.     

ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                      МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1) Кровь прихлынула вновь, и СТАЛО темно вокруг.     А) глагол

2) Он шѐл и шѐл по незнакомой какой-то улице,            Б) деепричастие
УСЫПАННОЙ летним снегом,
и вдруг будто рядом грохнул гром,                                   В) причастие
 и он даже оглох на мгновение.

3) Впереди него, ВЗЯВ под руку                                        Г) прилагательное
 того самого капитана, шла мама.

Ответ:   

12. Укажите способ образования слова «придумать» (предложение 19).
Ответ: ______________________________________________________

13. Из предложений 19-22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется еѐ значением – «присоединение».
Ответ: _____________________________________________________

14. Замените разговорное слово «плѐлся» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ______________________________________________________

15. Среди предложений 2-8 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения. Ответ: _____________________________________________________

Часть 2
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 16.1 или 16.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 16.1 или 16.2.

16.1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Можно ли назвать Гошку настоящим другом?». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,  то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

16.2 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, второй – из Вашего жизненного опыта. Объѐм сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,  то такая работа оценивается нулѐм баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий