среда, 6 февраля 2019 г.

Для 5 класса Делать в тетради     Принести в понедельник


ПЕРЕПИШИТЕ текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1). Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает(2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты. Но солнеч..ный(3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок. На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш.., что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка. Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.

2.Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
 (4) – синтаксический разбор предложения.

3.Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жаворонки, красивее, повторим, шарфы.

4.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении. 
На белом снегу они увидели заячьи и лисьи следы.

5.Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Соседка кто у вас играет на трубе по утрам
2) Соседи попросили трубача чтобы он репетировал позже
3) По словам соседки её брат Михаил готовится к музыкальному конкурсу
4) Соседка убедительно произнесла Михаил победит на конкурсе

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Друзья решили снова встретиться в Летнем саду.
2) Пусть друзья встретятся у входа в Летний сад.
3) Давайте друзья встретимся снова в Летнем саду.
4) Встречай-ка ты нас у входа в Летний сад.

7.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Мокрая собачка сидела у подъезда и дрожала от холода.
2) Со скрипом открылась дверь и из дома вышел высокий человек.
3) Кукла вертится во все стороны и смешит ребят.
4) Клоуны любят радостный смех и громкие звуки оркестра.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.  НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ!

Текст 2
(1)На околице села Михайловского, почти возле калитки в усадьбу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, стоит старая-престарая сосна. (2)От неё хорошо видны все окрестные поля, озёра, холмы, нивы, деревни, воспетые Пушкиным. (3)Сосне этой более трёхсот лет. (4)Это не просто древняя, огромная, красивая сосна. (5)Она живой памятник Великой Отечественной войне 1941−1945 годов. (6)Тогда сосна стояла на передовой линии фронта, которая тянулась по берегу реки Сороти. (7)Отгремели кровопролитные бои, закончилась страшная война. (8)И началась для Михайловского новая жизнь. (9)Пришли заботливые люди, которым государство поручило восстановить заповедник, поруганные памятные места, залечить раны на деревьях. (10)Ведь Михайловское является не просто родовым поместьем Пушкина, это особое место – место поклонения гениальному поэту и писателю, его великому таланту. (11)Здесь место его вдохновения. (12)Лесники нашли сосну тяжело больной, её ствол был пробит во многих местах пулями и осколками снарядов. (13)Лесники увидели вокруг неё воронки от взрывов мин. (14)Это было эхо войны. (15)Разве могли люди остаться равнодушными к искалеченному дереву-герою! (16)И они сделали всё, чтобы вылечить дерево и продлить его жизнь. (17)Старый герой ожил. (18)Если вам доведётся побывать в Михайловском и вы пойдёте по околице, остановитесь у славного дерева, поклонитесь ему. (19)Это герой нашего времени. (20)Живой современник и друг великого поэта достоин нашего уважения. (По С. Грейченко)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9.Почему, по мнению автора текста, после войны было решено восстановить заповедник в Михайловском? Запишите ответ.

10.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 12−13 текста. Запишите ответ.

11.В предложениях 13−15 найдите слово со значением «отголосок, отзвук». Выпишите это слово.

12.В предложениях 15−17 найдите синоним к слову «безразличный» и выпишите его.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий